Моделирование струйного торможения рельсового стенда для аэродинамических испытаний крупномасштабных макетов сверхзвуковых пассажирских самолетов

Авторы
Российский университет транспорта (МИИТ), 127994, ГСП-4, г. Москва, ул Образцова, д. 9, стр. 9
e-mail: gorva797@mail.ru
Аннотация
В настоящей статье представлен численный анализ взаимодействия с железнодорожным полотном сверхзвуковой струи, истекающей из супер-эллиптического сопла маршевого ракетного двигателя, установленного на подвижной ракетной каретке с макетом сверхзвукового пассажирского самолета 2-го поколения (СПС-2). Определена структура сверхзвуковой струи с прямоугольным поперечным сечением при её взаимодействии с набегающим потоком. Установлено не критическое воздействие струи тормозного двигателя на верхнее строение пути и отсутствие воздействия на ракетную каретку с испытуемым макетом СПС-2. Обоснована возможность строго регулировать длину тормозного пути в зависимости от величины противотяги тормозного двигателя. Результаты моделирования струйной противотяги ракетной каретки, передвигающейся на взлетно-посадочных режимах самолета, показали возможность моделировать на макетах СПС реальные перегрузки в пределах запаса прочности, проектируемых ЛА и соответственно натурные деформации в аэроупругих испытаниях.
Ключевые слова:
моделирование аэродинамических испытаний, сверхзвуковой пассажирский самолет (СПС), ракетная каретка, рельсовый стенд, супер-эллиптическое сопло, струйное торможениеБиблиографический список
- Валье М. Полёт в мировое пространство. - М.: ОНТИ, 1935. - 335 с.
- Бузулук В.И., Лазарев В.В., Плохих В.П. Концепция летающих лабораторий демонстратора гиперзвуковых технологий: В сб. «Проблемы создания перспективной авиационно-космической техники». - М.: Физматлит, 2005. С. 519-537.
- Файков Ю.И., Дудай В.И., Никулин В.М., Шляпников Г.П. Испытания ракетной и авиационной техники на ракетном треке // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2006. № 3 (48). С. 11-14.
- Arcondoulis E., Doolan C.J., Zander A.C., Brooks L.A., Liu Y. An investigation of airfoil dual acoustic feedback mechanisms at low-to-moderate Reynolds number // Journal of Sound and Vibration. 2019. V. 460, P. 114887. DOI: 10.1016/j.jsv.2019.114887
- Peize Yan, Lishuang Zhang, Wenjie Wang, Yi Jiang, Pengyu Pu. Numerical simulation of aerodynamic and aeroacoustic characteristics of subsonic rocket sled // Applied Acoustics. 2021. V. 182, P. 108208. DOI: 10.1016/j.apacoust.2021.108208
- Lee Cloer. Holloman High-Speed Test Track – Hypersonic Sled Tests Reach Mach 8.6. 2020. URL: https://duotechservices.com/holloman-high-speed-test-track hypersonic-sled
- David Minto. Recent increases in hypersonic test capabilities at the Holloman High Speed Test Track // 38th Aerospace Sciences Meeting and Exhibit. AIAA 2000-154. January 2000. DOI: 10.2514/6.2000-154
- Савин Е.И., Миньков Л.Л. Исследование коэффициентов лобового сопротивления и параметров ракетного двигателя твердого топлива для анализа движения бикалиберного летательного аппарата ближней зоны действия // Труды МАИ. 2023. № 130. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=174603. DOI: 10.34759/trd-2023-130-07
- Балакин В.А. Ракетные треки // Наука и Жизнь. 2006. № 02. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/3967/
- Walia Shilpa, Satya Vikrant, Malik Sandeep, Chander Subhash et al. Rocket Sled Based High Speed Rail Track Test Facilities // Defence Science Journal. 2022. V. 72, No. 2. P. 182-194. DOI: 10.14429/dsj.72.17014
- Rigali D.J., Feltz L.V. High-Speed Monorail Rocket Sleds for Aerodynamic Testing at High Reynolds Numbers // Journal of Spacecraft and Rockets. 1968. V. 5, No. 11. P. 1341–1346. DOI:10.2514/3.29480
- Бирюков В.И., Пронин О.Ю. Математическое моделирование динамики разгона объекта испытания на установке «Ракетный трек» до скорости 3-4 М // Вестник Московского авиационного института. 2014. Т. 21, № 3. С. 44-52. DOI: 10.34759/vst-2022-2-20-34
- Волков В.Т., Ватутин Н.М., Колтунов В.В., Фурсов Ю.С. Методы регулирования скорости разгонной каретки в процессе динамических испытаний на ракетном треке // Известия Российской академии ракетных и артиллерийских наук. 2021. № 3. С. 122-129.
- Сафронов Л.К., Мансуров С.Н., Воротынцева И.В., Храповицкий А.М. Рельсовый стенд для разгона ракетных кареток. Патент RU 98 584 U1, 20.10.2010.
- Wang X, Wang K, Yu Y. Design and Simulation Analysis of Rocket Sled Vibration Reduction // 2019 IEEE 10th International Conference on Mechanical and Aerospace Engineering (ICMAE), Brussels, Belgium, 2019. P. 459–463. DOI: 10.1109/ICMAE.2019.8880968
- Meacham M.B., Gallon J.C., Johnson M.R. etc. Rocket sled strength testing of large, supersonic parachutes // 23rd AIAA Aerodynamic Decelerator Systems Technology Conference. 2015. DOI: 10.2514/6.2015-2163
- Kumar Vinod, Terrazas Jose, Edmonds Robert etc. Multiphase CFD modeling of the braking phenomena for the holloman high speed test track // 23rd AIAA International Space Planes and Hypersonic Systems and Technologies Conference. 2020. DOI: 10.2514/6.2020-2446
- Berridge D.C., Kostak H.E., Mc Kiernan G.R. et al. Hypersonic ground tests with high-frequency instrumentation in support of the boundary layer transition (BOLT) flight experiment // Conference: AIAA Scitech 2019 Forum. January 2019. DOI: 10.2514/6.2019-0090
- Астахов С.А., Бирюков В.И., Боровиков Д.А. Алгоритм моделирования вибрационных воздействий при трековых испытаниях авиационной и ракетной техники // Сибирский аэрокосмический журнал. 2023. Т. 24, № 2. С. 291–308.
- Мингун Ш., Агульник А.Б., Яковлев А.А., Шкурин М.В. Анализ различных факторов, влияющих на длину пробега при взлете сверхзвукового делового самолета // Двигатель. 2018. № 6 (120). С. 2-6.
- Doig G. Transonic and supersonic ground effect aerodynamics // Progress in Aerospace Sciences. 2014. V. 69, P. 1‒28. DOI: 10.1016/j.paerosci.2014.02.002
- Васенин И.М., Глазунов А.А., Кувшинов Н.Е. и др. Моделирование двухфазных течений в каналах и соплах // Известия вузов. Физика. 1992. № 8. С. 71–82.
- Горяйнов В.А. Математическое обеспечение применения струйных технологий на транспорте // Международная научно-практическая конференция «Цифровые технологии транспорта и логистики» (Москва, 28 сентября 2022): сборник трудов. – Москва: Российский университет транспорта, 2022. С. 288-299.
- Махров В.П., Глущенко А.А., Юрьев А.И. Влияние гидродинамических особенностей на поведение свободной поверхности жидкости в высокоскоростном потоке // Труды МАИ. 2013. № 64. URL: http://trudymai.ru/published.php?ID=36423
- Горяйнов В.А. О возможности эффекта реверса течения в свободных сверхзвуковых струях // Математическое моделирование. 2003. Т. 15, № 7. С. 86–92.
- Savin A.V., Sokolov E.I., Fedosenko N.B. Circulation Zones in a Supersonic Underexpanded Jet Flowing out of a Nozzle with a Cylindrical Central Finite-Length Body // Fluid Dynamics. 2015. V. 50, No. 1. P. 33–39. DOI: 10.1134/S0015462815010044
- Nakata D., Nishine K., Tateoke K., Tanatsugu N., Higashino K. Aerodynamic measurement on the high speed test track // Transactions of the japan society for aeronautical and space sciences aerospace technology. Japan 2014, V. 12 (29), P. 5-10. DOI: 10.20322/tastj.12.Tg_5
- Абдурашидов Т.О., Бут А.Б., Чупина Е.С. Результаты численного моделирования истечения сверхзвуковой струи // Труды МАИ. 2023. № 130. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=174624. DOI: 10.34759/trd-2023-130-24
- Способин А.В. Расчет взаимодействия крупных частиц со сверхзвуковым ударным слоем с использованием бессеточного алгоритма // Труды МАИ. 2022. № 125. URL: https://trudymai.ru/published.php?ID=168166. DOI: 10.34759/trd-2022-125-07
- Балакин В.А. Высокоскоростное трение на ракетном треке // Трение и износ. 2005. Т. 26, № 3. С. 255-260.
Скачать статью