2015. № 79
Математика. Физика. Механика | |
Актуальность работы связана с возрастающим использованием криогенных жидкостей в ракетной космической технике. Непременным свойством криогенной (стратифицированной) жидкости является неоднородность температуры и плотности, наблюдаемые во всех режимах хранения и эксплуатации. В данной статье, в предположении отсутствия теплообмена с внешней средой, рассмотрена задача об устойчивости вращения твердого тела с эллипсоидальной полостью, наполненной идеальной стратифицированной жидкостью. Ключевые слова: стратифицированная жидкость, устойчивость вращения, эллипсоидальная полость, собственные колебания, криогенная жидкость |
|
Предложено решение задачи поиска параметров ПИД-регулятора, оптимальных на заданном множестве начальных состояний и множестве входных воздействий, как задачи поиска глобального экстремума функции многих переменных при отсутствии ограничений. Сформирован алгоритм решения задачи и соответствующее программное обеспечение. Приведен пример решения задачи поиска оптимальных параметров ПИД-регулятора для управления продольным движением самолета. Ключевые слова: ПИД-регулятор, критерий оптимизации, множество начальных состояний, множество входных воздействий, метод имитации отжига |
|
В работе предложен меметический алгоритм поиска условного глобального экстремума функций, основанный на концепции мема, которым является одно из перспективных решений, полученных в ходе реализации процедуры поиска экстремума. На основе предложенного алгоритма сформирован комплекс программных средств на языке C#. Его эффективность продемонстрирована на широко распространённых тестовых задачах поиска глобального условного экстремума функций многих переменных. Кроме того, описано применение данного алгоритма для решения задачи об ориентации космического аппарата. Ключевые слова: условный глобальный экстремум, мем, меметический алгоритм, оптимизация, гибридный алгоритм, метод имитации отжига, метод муравьиных колоний, оптимальное управление, ориентация космического аппарата |
|
Рассмотрены физическая, математическая и численная модели задачи о плоском пристеночном зонде в форме удлиненного прямоугольника, омываемого параллельным его поверхности потоком слабоионизованной плазмы в режиме сплошной среды. Приведены результаты вычислительных экспериментов: профили самосогласованных электрических полей, концентраций ионов и электронов, эволюционные кривые для потоков заряженных частиц на единицу длины зонда. Представлен полученный в вычислительных экспериментах набор вольтамперных характеристик плоских пристеночных зондов в достаточном для практики интервале изменения характерных параметров задачи. Ключевые слова: электрический зонд, вольтамперная характеристика, плоский пристеночный зонд, уравнение неразрывности, уравнение Пуассона, концевой эффект, краевой эффект |
|
Рассматривается задача об ограниченном управлении плоскими движениями двухмассового параметрического маятника. Маятник моделируются двумя одинаковыми невесомыми стержнями с двумя равными точечными массами, двигающимися по окружности вокруг точки закрепления. Управление реализуется путем непрерывного изменения угла между стержнями и является функцией, зависящей от движения центра масс маятника. Предложены законы управления раскачкой и успокоением маятника в окрестности нижнего положения равновесия при предположении об ограничениях на перемещения центра масс маятника. Построены функции Ляпунова, доказывающие асимптотическую устойчивость и неустойчивость нижнего положения маятника в случаях его успокоения и раскачки соответственно. Теоретические результаты проиллюстрированы графическим представлением численных расчетов. Ключевые слова: двухмассовый маятник, управление, функция Ляпунова, асимптотическая устойчивость |
|
Рассмотрена задача построения уравнений состояния для полосы и пластины из композиционного материала близких к уравнениям классической теории. Процесс построения основан на полуобратном методе Сен-Венана, трактуемом как итерационный и подчиняющийся принципу сжатых отображений. Уравнения теории упругости преобразуются так, чтобы при вычислениях можно было использовать метод простых итераций. В них выделяется малый параметр для анализа сходимости процесса. Решение в первом приближении позволяет определить все искомые неизвестные, выраженные через величины нулевого приближения. Выполнение граничных условий на лицевых поверхностях дает уравнения состояния тела с эффективными коэффициентами для определения величин нулевого приближения, учитывающими интегральные свойства композита. Подстановка найденных из этих уравнений величин в выражения для неизвестных первого приближения дает локальные напряжения и перемещения. Ключевые слова: принцип сжатых отображений, балка, пластина, малый параметр, композиционный материал |
|
Авиационная техника и технология | |
В статье рассказывается о подходе применяемом проектировщиками при определении геометрического облика самолета истребителя. В качестве граничных условий, при определении геометрического облика, используется график площадей самолета. Формирование графика площадей осуществляется на основании классической формулы для тела «Сирса-Хаака». Далее осуществляется трансформация графика площадей с учетом преобразований на основе статистики. Отдельно определяется объем и график площадей несущих поверхностей. Ключевые слова: облик, самолет, объем, миделевое, компоновка, проектирование |
|
В статье развивается подход к формированию наискорейших маршрутов полета легкого беспилотного летательного аппарата (БПЛА) в поле постоянного ветра на основе решения разновидностей задачи коммивояжера. Математические постановки рассмотренных задач сформулированы как задачи булевого линейного программирования. Программно-алгоритмической основой решения задач маршрутизации является метод ветвей и границ, реализованный функцией bintprog пакета MATLAB. Приведены примеры построения маршрута полета. Ключевые слова: задача коммивояжера, задача маршрутизации полета, беспилотный летательный аппарат, задача булевого линейного программирования |
|
Представлены методика численного моделирования и данные расчетной оценки характеристик напряженного состояния при случайной вибрации конструкции авиационного изделия с точечными сварными соединениями. Сварные соединения моделируются с учетом изменения механических свойств материала в зоне сварного контакта. Рассматривается действие случайной кинематической нагрузки в условиях эксплуатации изделия на внешней подвеске маневренного носителя. Получены спектральные характеристики и уровни вибронапряжений в различных точках конструкции изделия. Определены зоны максимальных напряжений в конструкции и выявлены особенности динамического напряженного состояния в сварных соединениях. Для оценки долговечности сварного соединения на основе полученных спек-тральных плотностей и алгоритмов статистического моделирования построены временные реализации случайного процесса напряжений. Ключевые слова: авиационное изделие, конструкция, крыло, сварное соединение, точечная сварка, метод конечного элемента, оболочка, виброускорение, вибронапряжение, спектральная плотность, сопротивление усталости |
|
Космическая техника и технология | |
В работе представлена модель движения космического аппарат при мягкой посадке, способы имитации мягкой посадке и предполагаемые размеры стенда для проведения бросковых испытаний в земных условиях. Ключевые слова: космический аппарат, посадочный модуль, стенд бросковых испытаний |
|
В настоящее время на запуски ракет-носителей, накладываются ограничения различного рода. Основные из них связаны с вопросами экологической безопасности в районах падения отработавших ступеней и в зонах отчуждения выделяемых под них. В статье рассмотрены основные негативные последствия запусков различных средств выведения на окружающую среду и население, проживающее вблизи районов падения. Предложены способы повышения экологической безопасности ракет-носителей. Ключевые слова: ракета-носитель, космический аппарат, отделяющаяся часть, район падения, компоненты ракетного топлива, окружающая среда |
|
В работе предлагается оптимизировать траекторию межпланетного перелета космического аппарата (КА) с электроракетной двигательной установкой (ЭРДУ) с учетом возможного временного нештатного выключения двигателя. Описание метода, алгоритма и результатов оптимизации проводится на примере межпланетного перелета в окрестность Юпитера. Вводится новый показатель оценки закона управления движением КА и его траектории — допустимой длительности нештатного выключения двигателя. В общем случае эта допустимая длительность максимизируется. Предлагаются два способа увеличения допустимой длительности нештатного выключения двигателя: введение пассивного участка в конце траектории перелета с выбором продолжительности участка и введение дополнительных пассивных участков с выбором их положения на траектории перелета и их продолжительности. Новизна настоящего исследования связана с постановкой задачи и с разработкой методики нахождения такой номинальной траектории КА, при реализации которой допускается максимально большое время нештатного отключения ЭРДУ в любой точке траектории перелета.Ключевые слова: космический аппарат, Юпитер, оптимизация траектории, гравитационный маневр, нештатное выключение двигателя |
|
В работе исследована динамика неэкваториального космического лифта, с учетом движения подъемника. Трос моделируется парой неупругих нерастяжимых стержней, переменной длины и переменной площади поперечного сечения. Построена математическая модель, описывающая пространственное движение космического лифта. Проведено численное моделирование системы во время подъема груза, для случаев экваториального и неэкваториального лифта. Установлено, что движение подъемника приводит к возникновению поперечных колебания в тросе. Исследовано движение груза после отделения от лифта. Получена зависимость радиусов апогея и перигея от высоты отделения груза. Ключевые слова: космический лифт, подъемник, трос, неэкваториальный, орбитальное движение, полезная нагрузка |
|
Аэрокосмическое двигателестроение | |
Оценка влияния неопределённости геометрических и физических переменных на рабочий процесс в венце лопаточной машины была проведена на примере незакрученных решёток соплового аппарата. Моделирование течения в сопловом аппарате осуществлялось в специализированном программном комплексе NUMECA. Проведённые расчеты позволили дать качественную и количественную оценку исследуемой проблеме, а также разработать дальнейшие направления работы. Ключевые слова: турбина, исходные данные, характеристика, профиль, пропускная способность, коэффициент потерь, граничные условия, сетка конечных элементов, расчетная модель, допуск, погрешности |
|
Авторами предлагается методика и алгоритм, в которых трещина моделируется переменным коэффициентом моментной податливости, определяемым для локального участка вала с трещиной. Использование разработанной модели трещины в алгоритмах анализа динамических характеристик роторов авиационных газотурбинных двигателей с трещинами существенно снижает необходимое время для их моделирования и анализа. Анализ показывает, что трещина в вале исследуемого ротора вызывает параметрические резонансы, на режимах , являющиеся следствием роторных гармоник с частотами 1х, 2х, 3х, 4х и т.д. В реальных экспериментах представляется возможным выделить две или три роторные гармоники. Наличие субгармонических резонансов, кратных гармоник и изменение орбиты движения сечений вала могут служить признаками появления трещины. Ключевые слова: роторная динамика, трещина, нелинейная модель, Dynamics R4 |
|
Радиотехника. Электроника. Телекоммуникационные системы | |
В статье приведен анализ влияния неоднородности обучающей выборки, обусловленной отражениями от элементов поверхности, близких к альтиметровым, на характеристики многоканальных бортовых радиолокационных станций с пространственно-временной обработкой (ПрВО) при селекции воздушных объектов на догонных курсах. Установлено, что неоднородность обучающей выборки меньше всего сказывается на характеристиках квазиоптимального адаптивного алгоритма ПрВО, использующего априорную информацию о положении «блестящих точек» на подстилающей поверхности. Оценена вычислительная сложность алгоритма. Ключевые слова: пространственно-временная обработка, бортовая радиолокационная станция, многоканальная фазированная антенная решетка, алгоритмы подавления помех от подстилающей поверхности |
|
Для устранения ошибки псевдодальности, связанной с ионосферой, используют, так называемый двухчастотный метод. Однако известно, что он очень критичен к аппаратурным задержкам в используемых навигационным приемником частотных диапазонах. Для их устранения используется методика калибровки, основанная на предположении линейности аппаратурных задержек в радиочастотной части передатчика и приёмника в зависимости от частотной литеры. Проведена проверка предлагаемой методики с помощью фильтра Калмановского типа при наличии двухчастотных измерений псевдодальностей и известных координатах антенны приемника. Проверка подтвердила возможность получения оценки координат со смещением не более нескольких метров в течении длительного срока службы навигационного приемника при получении данных о температуре, давлении и влажности вблизи антенны для компенсации тропосферных погрешностей. Ключевые слова: приемники ГЛОНАСС, псевдодальность, ионосферные задержки, частотная литера, аппаратурные задержки, фильтр Калмановского типа, СДКМ |
|
Материаловедение | |
Были исследованы возможности создания высокоэффективного радиационно-защитного материала космического назначения. Разработаны состав и технология композиционного материала совершенно нового типа, представляющего собой свинецборосиликатную стекломатрицу, армированную модифицированным нанотрубчатым хризотилом. Полученный композит обладает рядом существенных преимуществ по сравнению с полимерными аналогами. Ключевые слова: космический аппарат, ядерная энергетическая установка, радиационная защита, композиционный материал, эффективность |
|
Экономика и менеджмент | |
В работе рассмотрены проблемы реализации инвестиционных проектов развития производственного потенциала предприятий авиационной промышленности в условиях жестких временных ограничений. Особое внимание уделено задержкам в процессе подготовки и реализации проектов, оценке сопряженных с ними потерь предприятий. Обоснованы рекомендации по сокращению этих потерь, в т.ч. в сфере организации управления развитием предприятий авиационной промышленности на корпоративном и государственном уровнях. Ключевые слова: авиационная промышленность, производственный потенциал, инвестиционные проекты, эффективность, потери, задержки, оценка |
|
Описана функциональная модель производственной системы для решения задачи «анализ контролепригодности самолета». Для построения производственной модели применена методология IDEF (ICAM Definition). Методология позволяет проектировать производственно — технологические и организационные системы для решения различных задач, определять способы обмена информацией между специалистами и требования к необходимым ресурсам, в частности к специализированному программному обеспечению для выполнения анализа контролепригодности. Ключевые слова: авиационная техника, авиационные системы, отказобезопасность, контролепригодность, техническое обслуживание, встроенные средства контроля, модель производственной системы, диаграмма, дерево узлов |
|
В статье проведен сравнительный анализ роли маркетинга в международных премиях в области менеджмента качества. Автор разрабатывает классификацию уровней интеграции маркетинг-менеджмента и менеджмента качества и дополняет ее на основе компонентов качества, анализируя коммуникацию управления маркетингом и управления качеством в маркетинге услуг. Автор показывает, как взаимодействуют управление маркетингом и управление качеством в рамках теории менеджмента — структурно, с точки зрения процессов и результативности, а также выявляя факторы, способствующие интеграции управления маркетингом и качеством в менеджменте. В статье рассмотрена взаимосвязь маркетинг-менеджмента и менеджмента качества в свете современной теории социальных систем Никласа Лумана. Выводы исследования применимы для разработки систем показателей эффективности маркетинга в современных организациях, а также для встраивания маркетинга в систему менеджмента качества для снижения издержек и контроля эффективности маркетинговых операций. Ключевые слова: управление качеством, менеджмент качества, управление маркетингом, маркетинг-менеджмент, теория социальных систем, системы менеджмента качества |
|
В статье рассматриваются вопросы управления интеллектуальной собственностью в современных интегрированных структурах, в том числе касающиеся создания, учета, государственной регистрации и коммерциализации интеллектуальной собственности. Предложена система информационного взаимодействия головного патентно-лицензионного отдела с патентными подразделениями, входящих в корпоративную интегрированную структуру организаций. Ключевые слова: управление интеллектуальной собственностью, интегрированная структура, объекты промышленной собственности, головной патентно-лицензионный отдел, обмен патентно-лицензионной информацией, коммерциализация |
|
В работе рассматривается задача формирования парка вертолетов в зависимости от объема спроса на услуги и качества услуг. Рассматривается два этапа ее решения. На первом этапе принимается решение о закупке на мировом и отечественном рынках таких моделей вертолетов (МВ), которые, с одной стороны, характеризуются высокой конкурентоспособностью, а, с другой, покрывают услуги клиентов вертолетных портов (ВП). На втором этапе, в соответствии со спросом на услуги, определяется количественный состав МВ по каждой позиции номенклатурного портфеля, при этом принимается во внимание качество предоставляемых услуг конкретными МВ. Ключевые слова: транспортная система, парк вертолетов, спрос на услуги, качество услуг, интегральная рыночная конкурентоспособность, номенклатурный портфель, тариф, затраты, летный ресурс вертолета, инвестиции |
|
Описано внедрение нового образовательного формата в процесс подготовки специалистов для предприятий авиационно-промышленного комплекса России, построенного на интеграции процесса обучения в вузе и практического обучения на предприятии (дуальное обучение). Проанализирован зарубежный опыт дуальной подготовки специалистов в системе профессионального образования в Германии. Раскрыты основные положения и уникальность нового формата управленческой подготовки кадров для предприятий авиационно-промышленного комплекса. Описан опыт обучения студентов кафедры «Производственного менеджмента и маркетинга» Инженерно-экономического института Московского авиационного института (ИНЖЭКИН МАИ) по новому формату подготовки потенциальных и действующих руководителей и специалистов управленческих подразделений Корпоративного центра и Производственного комплекса предприятия авиационно-промышленного комплекса Открытого акционерного общества «Российская самолетостроительная корпорация «МиГ» (ОАО «РСК «МиГ») — дуальное обучение и двойные образовательные технологии. Определены направления развития дуального обучения и двойных образовательных технологий. Ключевые слова: авиационная промышленность, авиастроительные корпорации, дуальное подготовка, двойные образовательные технологии, образование, интегрированное в практику, организационный менеджмент, специалисты по системам и процедурам, бережливое управление, коммуникационные процессы на предприятии |